07.12.2016. Внесены поправки в некоторые вопросы осуществления опеки или попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных со стороны их близких родственников при совместном проживании.

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2016 № 1221 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

Внесенными поправками  установлен перечень документов, которые родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних подопечных, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства:

- заявление о назначении опекуном;

- документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;

- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в установленном порядке;

-  копия свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).

В порядке межведомственного информационного взаимодействия орган опеки и попечительства запрашивает заключение об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия (межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями).

Кроме того, в целях назначения опекуном близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, в течение 7 дней со дня представления необходимых документов орган опеки и попечительства производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном.

Акт об обследовании условий жизни близкого родственника оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования и может быть оспорен близким родственником, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником плановые проверки условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, обеспечения сохранности его имущества, выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей проводятся в виде посещения совершеннолетнего подопечного: 1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя; 1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

Более того, упрощены форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, и форма отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом.

Постановление вступает в действие  01 декабря 2016 года.

05.12.2016. Конституционный Суд РФ установил срок внесудебного принудительного ограничения личной свободы граждан, привлекающихся к административной ответственности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 №25-П «По делу о конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой Е.С. Сизикова» определено, что общая продолжительность внесудебного принудительного ограничения личной свободы граждан, находящихся в состоянии опьянения, не должна превышать 48 часов.

Согласно ч. 4 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Указанная норма закона подразумевает, что соответствующие процессуальные действия в рамках производства по делу об административном правонарушении (опрос нарушителя, составление протокола об административном правонарушении и т.д.) в отношении такого лица могут осуществляться только после его вытрезвления.

Конституционный Суд признал положение части 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, не соответствующим Конституции РФ.

В постановлении Конституционный Суд РФ указал, что внесудебное принудительное ограничение свободы лица, подвергнутого административному задержанию и находящегося в состоянии опьянения, на период до его вытрезвления не может рассматриваться как не подпадающее под действие статьи 22 Конституции РФ и статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Указанные законодательные акты позволяют прибегать к мерам ограничения свободы лишь в случаях, когда их использование оправдано настоятельной потребностью охраны частноправовых и публично-правовых интересов, не достижимой иными средствами, а потому его применение недопустимо в отрыве от конституционного запрета до судебного решения подвергать кого бы то ни было задержанию на срок более 48 часов, - иное приводило бы к игнорированию конституционных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность и тем самым к умалению существа данного права.

Федеральному законодателю надлежит внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие  изменения.



Международный день борьбы с коррупцией



9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный резолюцией Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 58/4 от 31.10.2003 года, и в декабре 2003 года принята Конвенция ООН против коррупции. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 09.05.2006 года, всего документ ратифицировали 178 стран. Подписавшие ее государства обязались объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание доходов, полученных в результате коррупции.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений предусмотрены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупция в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица.

Уголовным кодексом Российской Федерации за совершение действий, содержащих коррупционные проявления, предусмотрена уголовная ответственность – к категории коррупционных преступлений относится злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки и другие.

Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции носит многоплановый характер и включает помимо надзора за исполнением антикоррупционного законодательства, проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, поддержание государственного обвинения в суде по этим уголовным делам, борьбу с коррупционными правонарушениями, в том числе и преступлениями, их профилактику и минимизацию негативных последствий, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью и другие направления работы.

Межрайонной прокуратурой выявлено более 500 нарушений законодательства в данной сфере. Имели место факты нарушения законодательства о местном самоуправлении, законодательства о государственной и муниципальной службе, земельного и бюджетного законодательства, законодательства о размещении заказов и использовании муниципального имущества, законодательства в сфере оказания муниципальных услуг. Основные нарушения законодательства о противодействии коррупции на территории района допускаются должностными лицами органов местного самоуправления.

В текущем году принесено 34 протеста, направлено в районный суд 56 заявлений, в том числе о признании незаконным действий (бездействия) органов местного самоуправления, внесено 89 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 94 лица.

 По инициативе прокурора уволены в связи утратой доверия 2 заместителя главы администрации Крымского района и 1 заместитель главы Нижнебаканского сельского поселения, совмещавших  муниципальную службу с вхождением в состав коммерческих обществ.

В связи с предоставлением недостоверных сведений о доходах и имуществе освобождены от муниципальной должности 10 депутатов, ряд представлений прокурора находится в стадии рассмотрения представительными органами поселений.

Привлечено к административной ответственности 6 должностных и юридических лиц за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ - привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора государственного служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В доход государства в качестве штрафа взыскано 340 тысяч рублей.

В органы предварительного расследования прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлен 1 материал, по которому возбуждено уголовное дело.

В целях более эффективного противодействия в данном направлении необходимо постоянное взаимодействие всех органов власти и местного самоуправления, а также граждан.

Борьба с коррупцией – это не только функция правоохранительных органов, но и дело каждого гражданина, желающего жить в правовом и цивилизованном государстве.

02.12.2016. Порядок оспаривания кадастровой стоимости земельного участка

Кадастровая стоимость  земельного участка - это  определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной  оценки земли с учетом ее местонахождения  и классификации по целевому назначению.

Кадастровая  стоимость участка применяется  при расчете земельного налога, арендной платы,  платы за пользование земельным участком, выкупной  стоимости  земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, при продаже земельных участков из государственной и муниципальной собственности  собственникам находящихся на этих участках - зданий, строений, сооружений.

Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии  с законодательством РФ об оценочной  деятельности (часть 1 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» от  29.07.1998 № 135-ФЗ). При этом, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний  уровень кадастровой  стоимости по муниципальному району (городскому округу) ( п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). В случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость  этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Результаты  определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра  результатов  определения кадастровой стоимости являются:

- недостоверность сведений  о земельном участке, использованных  при определении  его кадастровой стоимости,

- установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости  на дату, по состоянию  на которую  была установлена  его кадастровая стоимость.

Оспорить  кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению  споров о результатах  определения кадастровой стоимости или в суде. При этом, обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного  разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд ( ч. 3 ст. 24.18 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

Комиссия  формируется  при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (п.1 «Порядка…», утвержденного приказом  Минэкономразвития России  от 04.05.2012  № 263).

Срок, в течение которого можно оспорить  результаты определения  кадастровой стоимости - пять лет с момента внесения  в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, до момента  определения новой  кадастровой стоимости.

Для обращения в комиссию составляется заявление, в котором указываются личные данные заявителя (ФИО, адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной. К заявлению прилагаются следующие документы:

1.кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка, содержащая сведения об  оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2.нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего  документа на земельный участок - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости  подает лицо, обладающее правом на этот земельный участок;

3.документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных  при определении его кадастровой стоимости,- если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений. Чтобы подтвердить  это основание, заявитель вправе обратиться  к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган  кадастрового учета с запросом  о предоставлении сведений о земельном участке, использованных  при определении его кадастровой стоимости. Указанные сведения должны быть предоставлены в течение 7-ми дней с даты поступления запроса.

4. отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном  виде, - если заявление о пересмотре кадастровой  стоимости подается на основании  установления  в отношении земельного участка его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость  участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях: если отсутствуют вышеуказанные документы, нарушен порядок подачи заявления, величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной  стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение месяца с даты поступления заявления в комиссию. О дате  рассмотрения заявления должны сообщить заявителю и он вправе присутствовать на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения  заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе  в этом, о чем  уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления. Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также уведомляет  территориальное управление Росреестра и кадастровую палату субъекта.

Предусмотрен также судебный порядок оспаривания результатов  определения кадастровой стоимости.

Если комиссия отказала в пересмотре  кадастровой  стоимости или если данная стоимость не оспаривалась в комиссии, можно обратиться в судебный орган. В данном случае необходимо подготовить  административное исковое заявление и необходимые документы.

В административном иске  могут содержаться следующие требования ( п. 2 Постановление Пленума ВС РФ от 30.05.2015 № 28):

- об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или об изменении  его кадастровой стоимости  в связи с  выявлением  недостоверных сведений  об объектах оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической  и (или) кадастровой ошибки (то есть требования о пересмотре  кадастровой стоимости),

- об оспаривании решения или действия  (бездействия) комиссии.

В зависимости от  заявленных требований  будет отличаться порядок  административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства РФ, требования  об оспаривании  решения или действия  (бездействия) комиссии - по правилам  главы 22 и 25 КАС РФ.

Также в административном заявлении должны быть указаны сведения, предусмотренные частью 1 статьи 125, частью 2 статьи 220 и частью 1 статьи 246 КАС РФ, а в случае оспаривания  действия (бездействия) комиссии - сведения, указанные в пунктах 5 и 7 части 2 статьи 220 КАС РФ.

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд федерального  значения, областной суд, верховный суд республики,  краевой суд, суд автономной области и автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой  стоимости либо  государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 15 ст. 20, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления ВС РФ).

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки:

- не позднее пяти лет с даты внесения в государственный  кадастр недвижимости  оспариваемых результатов определения кадастровой оценки  стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ),

- в течение 3-х месяцев со дня, когда  гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов,- в случае  оспаривания  решения или действия (бездействия) комиссии (ч. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 4,8 Постановления  Пленума ВС РФ от 30.05.2015 № 28).



По общему правилу суд должен рассмотреть  административное исковое  заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение 2-х месяцев, а заявление  об оспаривании  решения  или действий (бездействия) комиссии - в течение месяца.

При  рассмотрении дела  о пересмотре кадастровой стоимости  административный истец должен доказать недостоверность сведений  о земельном участке, использованных при определении  его кадастровой стоимости, а также  величину рыночной стоимости, устанавливаемой  в качестве кадастровой, на дату, по состоянию  на которую установлена его кадастровая стоимость ( ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).

При  положительном решении суда в резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой  стоимости, а также  на дату подачи искового  заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ, п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 30.05.2015 № 28).

Если по решению суда или комиссии кадастровая стоимость земельного участка  была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством  РФ целей с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее внесения  в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом, также  хотелось бы обратить внимание  на следующее.

Как уже было указано выше, действующим законодательством в сфере оценочной деятельности, предусмотрен способ пересмотра  утвержденной  кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и (или) в суде.  При этом указанный способ защиты  прав, с одной стороны влечет издержки для граждан и организаций, связанные с подготовкой отчета рыночной стоимости объекта недвижимости, а с другой стороны, в случае в случае снижения  кадастровой стоимости  - выпадающие доходы для бюджетов.

Кроме того, 15.07.2016 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, которым предусмотрен фактический запрет на проведение государственной кадастровой оценки по действующему порядку с привлечением рыночных оценщиков в период с 2017 г. по 2020 г., на применение в течение указанного периода кадастровой стоимости, актуальной на 01.01.2014 или на 01 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 01.01.2014 кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась в целях налогообложения. При этом, в случае, если кадастровая стоимость, определенная  после 01.01.2014, меньше указанной кадастровой стоимости, осуществляется применение меньшей кадастровой стоимости.

Также с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ, который предоставил право уполномоченному органу субъекта РФ наделять полномочиями, связанными  с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.

01.12.2016. Проведение внеплановой проверки работодателя в случае неполной выплаты работникам в установленный срок зарплаты

В соответствии с пунктом 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2016 № 1213 в указанный пункт Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права внесены изменения.

Согласно изменениям, основанием для проведения внеплановой проверки в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства является в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Таким образом, сообщения о нарушениях работодателями обязательных требований, приведших к неполной выплате в установленный срок зарплаты, являются основанием для проведения в отношении него внеплановой проверки в рамках государственного надзора в сфере труда.

Постановление вступило в действие 01 декабря 2016 года.
Вверх