Порядок начисления платы за коммунальные услуги при проживании временных жильцов

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

При этом, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.

При начислении платы за коммунальные услуги исходя из норматива, размер платы зависит от количества зарегистрированных либо временно проживающих в помещении лиц.

Порядок установления лиц, временно проживающих в жилом помещении с целью начисления размера платы за коммунальные услуги предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила).

По общему правилу, количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления собственника (постоянно проживающего потребителя), которое направляется в управляющую компанию или ТСЖ в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей.

Однако, в случае если управляющая компания (ТСЖ) располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении, а собственник (постоянно проживающий потребитель) не сообщили о них, и при условии, что жилое помещение не оборудовано прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, управляющая компания (ТСЖ) вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Указанный акт подписывается представителем управляющей компании и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - представителем управляющей компании и не менее чем 2 потребителями (собственниками либо нанимателями помещений).

В акте обязательно указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей.

В случае, если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Управляющая компания (ТСЖ) обязана передать один экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а также направить в течение трех дней в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п.п. 42, 56 (1), 58 Правил).

Право управляющей компании (ТСЖ) производить начисления платы за коммунальные услуги исходя из количества фактически проживающих лиц, число которых установлено актом, до момента их выбытия, наступает только в случае полного соблюдения указанных выше требований.

Несоблюдение же требований Правил указывает на отсутствие правовых оснований у управляющей компании (ТСЖ) начислять плату (при применении норматива) исходя из количества установленных фактически проживающих лиц в помещении.

Изменения в законодательстве по вопросам уплаты взносов на капремонт для отдельных категорий граждан

Федеральным законом Российской Федерации № 399-ФЗ 29.12.2015 внесены изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Изменения коснулись вопроса оплаты взносов на капитальный ремонт. Законом субъекта российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений, достигших возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственников жилых помещений, достигших возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Изменения в гражданском процессуальном законодательстве

Федеральным законом Российской Федерации от 02.03.2016 № 45-ФЗ внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ). 

В частности, изменения коснулись норм, регулирующих вынесение судами судебных приказов.

Согласно изменениям, внесенным в ч. 1 ст. 121 ГПК РФ, судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 настоящего Кодекса, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает пятьсот тысяч рублей.

Расширен перечень требований, по которым выдается судебный приказ. Так, судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи; заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

Нововведением в Гражданском процессуальном кодексе РФ является его дополнение главой 21.1 «Упрощенное производство».

В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

- по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (статья 122 и ч. 3 ст. 125 настоящего Кодекса);

- по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает сто тысяч рублей;

- по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела:

- возникающие из административных правоотношений;

- связанные с государственной тайной;

- по спорам, затрагивающим права детей;

- особого производства.

Новая глава ГПК РФ содержит также нормы, регулирующие особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, вынесение решения суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, порядок рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления на вступившие в силу судебный приказ и решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.03.2016 № 45-ФЗ, вступают в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Изменения в земельном законодательстве

В целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспортных и иных опасных объектов устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. 

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.

С 1 января 2016 г. вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Федеральным законом от 13.07.2015 № 252 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), которыми статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктами 5.1, 5.2. и 5.3, устанавливающими дополнительные требования при установлении зоны с особыми использования территорий и их использовании.

Так, при установлении зон с особыми условиями использования земель обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.

Правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ).

Вверх