Об изменениях федерального законодательства в части разграничения вопросов местного значения сельских поселений и муниципальных районов в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 09.12.2015) внесены изменения в федеральные законы в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, дорожной деятельности, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования, культуры и др. в части уточнения некоторых полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», при введении режима чрезвычайной ситуации местный уровень реагирования устанавливается решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения, либо решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района. Ранее такой уровень устанавливался главой сельсовета, если зона чрезвычайной ситуации затрагивала территорию одного сельского поселения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы местного значения городских поселений из числа предусмотренных частью 1 данной статьи.

Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-ФЗ из таких вопросов сделано исключение: к ним законом субъекта Российской Федерации не может быть отнесен вопрос организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанный вопрос находится в ведении муниципального района.

Внесены уточнения, касающиеся создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Федеральным законом от 28.11.2015 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» внесены уточнения в области архитектурно-строительного проектирования.

Так, указанный Закон дополняет состав проектной документации для объектов капитального строительства обязательным наличием перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда.

Теперь данные материалы подлежат предоставлению застройщиком в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в том числе через многофункциональные центры в целях строительства и реконструкции объекта капитального строительства.

Указанный закон позволит создать наиболее благоприятные условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в объектам социальной инфраструктуры.

Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2016.

Перераспределение земельных участков - новая возможность приобретения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Новыми поправками в Земельный кодекс РФ собственникам земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, было предоставлено право перераспределить к своим участкам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, т.е. прирезать к своему участку отрезки "ничейной" земли. 

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Иными словами, в таком случае фактически происходит увеличение площади частного земельного участка за счет земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности (ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).

Земельный кодекс термином «перераспределение земель» в ст. 11.7 объединил несколько процедур:

- перераспределение нескольких смежных земельных участков, в результате чего образуются несколько других смежных земельных участков между равноправными субъектами;

- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между публично-правовыми образованиями;

«перераспределение земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности и находящихся в публичной собственности».

С первого взгляда может показаться, что под термином «перераспределение земельных участков» между публичным собственником и частным лицом в положениях Земельного кодекса РФ имеются в виду отношения договора мены.

Однако, такое понимание является не основанным на непосредственном положении норм закона и является ошибочным.

Правилами статьи 39.27 Земельного кодекса РФ сформулированы обязательные императивные условия соглашений, заключаемых между публичными собственниками в случае перераспределения земельных участков между уровнями публичной организации.

Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основе соглашения, которое заключается с уполномоченными на распоряжение землями органами власти (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).

Соглашение может быть заключено при наличии обязательных условий:

1) отсутствует обременение или предоставление перераспределяемых земельных участков (за исключением сервитута) третьим лицам;

2) перераспределяемые участки предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу и при отсутствии препятствующих условий.

Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в ограниченном перечне случаев, например в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с публичными землями или земельными участками, осуществляется за плату, размер которой определяется публичными собственниками за свои земельные участки, а субъектами Федерации - в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Изменения в законодательстве об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления

01.01.2016 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 404-ФЗ).

В п. 6 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы дополнительно введен коэффициент 0,3, применяемый при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.

Внесены изменения в ст. 16.4 «Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Уточнено, что лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, Законом № 404-ФЗ, расширены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, предусмотренные Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

К субъектам, размещающим информацию в Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров, также отнесены операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Определено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

До 01.07.2016 продлен срок получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности лицензии на ее осуществление. После указанной даты осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

До 1 января 2017 года введен переходный период в отношении деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Указанный переходный период, в частности, относится к выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, введению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязанности по внесению платы за нее.

Вверх